Образовательная программа 2020-2021

Принята

Утверждена

на заседании Педагогического

приказом директора МКОУ ДОД

совета 01.09.2020 г.

«ДЮСШ» имени С.С.Реутова

Протокол №1

^^2_-^Ш адская О.В.
от 01.09.2020 г. № 33-а

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
МУНИЦИПАЛЬНОГО КАЗЁННОГО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
«ДЕТСКО - ЮНОШЕСКАЯ СПОРТИВНАЯ ШКОЛА»
имени С.С. Реутова
на 2020-2021 учебный год

Чернь
2020 год

Пояснительная записка
Перемены, происходящие в современной России, диктуют необходимость поиска
новых путей развития системы дополнительного образования детей, понимая это
педагогический коллектив ДЮСШ разрабатывает образовательную программу, которая
предназначена для осмысления ситуации, определения приоритетов выбора методов
решения поставленных целей и задач, способов координации действий и механизмов
коррекции изменений, которые затрагивают широкий спектр отношений личности и
общества.
Невозможно переоценить роль социального окружения в процессе развития
детской личности. Дополнительное образование - это социально востребованная сфера, в
которой заказчиками и потребителями образовательных услуг выступают юные горожане
и их родители, а также общество и государство. Дополнительное образование детей
способствует решению ключевых задач социально-экономического развития. Оно
способно влиять на качество жизни, приобщает детей к здоровому образу жизни,
раскрывает творческий потенциал личности, побуждает к достижению общественно
значимого результата. Этот вид образования способствует развитию склонностей,
способностей и интересов, гражданских и нравственных качеств, жизненному и
профессиональному самоопределению подрастающего поколения.
Ценность дополнительного образования детей в том, что оно усиливает
вариативную
составляющую общего образования и помогает ребятам в
профессиональном самоопределении, способствует реализации их сил, знаний,
полученных в базовом компоненте. Среди задач, решаемых учреждениями
дополнительного образования, - профилактика безнадзорности, правонарушений,
наркомании и алкоголизма, что способствует повышению качества городской среды.
Основное предназначение ДЮСШ развивать индивидуальные способности детей,
удовлетворять потребность в приобретение навыков здорового образа жизни создавать
условия для реализации данной образовательной программы.
С точки зрения социальной педагогики, дополнительное образование не может
ограничиваться рамками образовательного
учреждения. Важными аспектами
дополнительного образования являются: работа с семьей, оказание специфических
образовательных услуг, учет интересов детей и родителей при составлении
образовательных программ, усиление работы по месту жительства, тесное взаимодействие
с семьёй, ближайшим социумом.
Миссия школы по отношению к обучающимся: обеспечение доступности качественного
образования обучающихся при сохранении здоровья, формировании активной творческой
позиции;
Миссия школы по отношению к педагогическому коллективу: обеспечение условий для
творческой самореализации, профессионального и личностного роста преподавательского
состава. Стимулирование качества работы тренеров-преподавателей по ее результатам,
сохранение здоровья преподавательского состава.
Миссия школы по отношению к родителям: обеспечение условий для родительского
влияния на учебно-воспитательный процесс, пропаганда ЗОЖ среди родителей.
Вовлечение родителей в общественное управление школой.
В 2020-2021 учебном году педагогическим коллективом школы определены
следующие цели и задачи:
Цель: «Создание условий для самоопределения и самореализации личности, для
мотивации и физическому совершенствованию в содержании деятельности учреждения,
отвечающей его интересам и возможностям с опорой на всестороннюю поддержку
педагогического коллектива, обеспечивающую определение оптимальных путей

реализации интересов и способов преодоления препятствий на пути к достижению
желаемых результатов».
Основными задачами Учреждения является создание условий для:
•
личностного развития детей, их адаптации к жизни в обществе;
•
предоставление каждому учащемуся
свободного выбора образовательной
программы
различной направленности
•
стимулирование физической творческой активности учащегося
•
организация содержательного досуга на основе занятии спортом;
•
всесторонней заботы о сохранности
жизни и здоровья, формирование
нравственности на основе концепции здорового образа жизни;
•
реализация комплексной программы
воспитания детей, направленной на
реализацию индивидуальности личности;
•
совершенствование профессионально мастерства педагогов;
•
вовлечение родителей в образовательный процесс, формирование у них
компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку;
•
воспитание у учащихся активной гражданской позиции.
Вся работа педагогического коллектива направлена на решение основной задачи подготовка спортивного резерва в сборные команды области, ЦФО, России, достойно
выступать на соревнованиях различного ранга и показывать высокие достижения.
Законодательная база образовательной программы.
- Конституция Российской Федерации.
- Конвенция о правах ребёнка
- Закон РФ «Об образовании в РФ».
- Закон "О физической культуре и спорте в Российской Федерации"
- Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного
образования детей
- Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации до 2020
года.
- Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской
Федерации 2020-2025 годы»
Содержание и организационные формы физического и нравственного воспитания
разрабатываются на основе принципов, ориентирующих воспитание на развитие
социально-активной, образованной, нравственно и физически здоровой личности
- Принцип гуманистической направленности воспитания, предполагает отношение
педагога к воспитанникам, как к ответственным субъектам собственного развития, а также
стратегию взаимодействия.
- Принцип природосообразности воспитания предполагает, что оно основывается на
научном понимании взаимосвязи природных и социокультурных процессов; что учащихся
воспитывают сообразно их полу, возрасту, формируют у них ответственность за развитие
самих себя, за экологические последствия своих действий и поведения.
- Принцип культуросообразности воспитания предполагает, что воспитание основывается
на общечеловеческих ценностях, строится в соответствии с ценностями и нормами
национальной культуры и региональными традициями, не противоречащими
общечеловеческим ценностям.
- Принцип эффективности социального взаимодействия предполагает осуществление
физического и нравственного воспитания в системе образования в коллективах
различного типа, что позволяет учащимся расширить сферу общения, создает условия для
конструктивных процессов социокультурного самоопределения, а в целом формирует
навыки социальной адаптации, самореализации.
- Принцип концентрации воспитания на развитии социальной и культурной компетенции
личности предполагает, что стратегия и тактика воспитания должны быть направлены на

помощь детям и учащейся молодежи в освоении социокультурного опыта и в свободном
самоопределении в социальном окружении.
Информационно-аналитическая справка
Структура Учреждения
Муниципальное казённое образовательное учреждение дополнительного образования
детей «Детско-юношеская спортивная школа» имени С.С. Реутова - учреждение
дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности, является
центром физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в районе. Цель работы реализация программ физического воспитания детей и организация физкультурно­
спортивной работы по программам дополнительного образования детей в области
физической культуры и спорта.
ДЮСШ в своей деятельности руководствуется Федеральными законами, Указами,
распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями
Правительства Российской Федерации, Законом Российской Федерации «Об
образовании», «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», иными
нормативными правовыми актами Российской Федерации и Тульской области, Уставом.
Ведомственная подчиненность: ДЮСШ - системы образования (Комитет по
образованию Администрации МО Чернский район Тульской области). Детско-юношеская
спортивная школа является учреждением физкультурно-спортивной направленности.
Школа имеет соответствующую бессрочную лицензию на ведение образовательной
деятельности. Согласно штатному расписанию, администрация школы состоит из
директора. Учебно-тренировочный процесс проводится тренерами - преподавателями.
Количество тренеров определяется штатным расписанием и фондом заработной платы
школы. Кроме вышеуказанных штатных единиц, школа не имеет обслуживающий
персонал.
Учреждение реализует дополнительные общеобразовательные программы в области
физической культуры и спорта (общеразвивающие и предпрофессиональные), которые
обеспечивают полноту учебно-тренировочного процесса с воспитанниками всех
возрастных групп.
Воспитательная работа.
Воспитательная работа в школе строится исходя из управления процессом развития
личности. Важнейшим аспектом является максимальное снижение негативного влияния
социума на личность. Воспитательная работа ведется по двум направлениям с
воспитанниками и семьей.
Личностное развитие детей - одна из основных задач коллектива педагогов. Высокий
профессионализм тренеров-преподавателей школы способствует формированию у
воспитанников способности выстраивать свою жизнь в границах достойной жизни
достойного человека.
Специфика воспитательной работы состоит в том, что тренер-преподаватель может
проводить ее во время учебно-тренировочных занятий и дополнительно в спортивно­
оздоровительных лагерях, а так же на соревнованиях, где используется и свободное время.
Одним из важнейших социальных институтов воспитания является семья. Работа
тренера- преподавателя с родителями направлена на сотрудничество с семьёй в интересах
ребёнка, формирования общего подхода к воспитанию, совместное изучение личности
ребёнка, контроль посещаемости и успеваемости в школе, на профилактику
наркозависимости, алкоголизма и табакокурения. Тренеры-преподаватели привлекают
родителей к участию в воспитательных аспектах в процессе учебно-тренировочных
занятий, что ведёт к созданию благоприятного климата в семье, психологического и
эмоционального комфорта ребёнка в учреждении и за его пределами.

В ДЮСШ ведётся работа, направленная на приобретение воспитанниками профессии
тренера-преподавателя и ориентированная на поступление в спортивные ВУЗы и СУЗы.
На факультетах физического воспитания обучается 3 человека.
Спортивно- массовая работа.
Одно из важнейших направлений ДЮСШ - укрепление здоровья и оздоровление
детей, пропаганда здорового образа жизни. Традиционно проводятся спортивно- массовые
мероприятия, соревнования и турниры.
В 2019-2020 учебном году ДЮСШ принимала активное участие в подготовке и
проведении соревнований различного уровня это - Открытое первенство ДЮСШ по
плаванию, Традиционные соревнования по лёгкой атлетике, посвящённые памяти
З.Т.Р. С.С. Реутова. Турнир по мини - футболу, посвящённый памяти Андрея Лысенко,,
Новогодний турнир по мини-футболу, волейболу, муниципальный этап проекта «Мини футбол в школу», ВФСК «ГТО».
Большое внимание уделяется подготовке спортсменов высокой квалификации. С этой
целью постоянно повышалось качество учебно-тренировочных процессов, велся
надлежащий контроль за подготовкой и проведением учебно-тренировочных занятий,
состояния физической нагрузки на занятиях.
За прошедший год подготовлено спортсменов-разрядников:
3взр.-1 чел.
Массовые разряды (всего)- 114 чел. Подтвердили имеющиеся разряды - 70 чел.
Присвоенные разряды в отчётном году - 44 чел.
Воспитанники ДЮСШ принимали активное участие в районных, областных,
первенствах России, всероссийских соревнованиях. Тренерами- преподавателями ДЮСШ
2019-2020 учебном году были подготовлены победители и призеры соревнований
различных уровней.
Модель выпускника
Выпускник спортивной школы — социально-ориентированная личность, способная к
саморазвитию и самореализации. Человек, который осознал ценность своего здоровья и
здоровья окружающих, как физического, так и психического, осознанно относится к
занятиям физической культурой и спортом. У выпускника сформирована устойчивая
потребность в ведении здорового образа жизни.
Выпускник школы — личность с гуманистическим мировоззрением, бережно
относящийся к общечеловеческим ценностям. Он коммуникабелен, обладает культурой
общения. У него сформирована активная гражданская позиция, он честен, принципиален,
умеет отстаивать свои убеждения. Выпускник школы — оптимист, проявляющий
настойчивость в преодолении трудностей. Его характеризует адекватная самооценка.
Выпускник школы представляется конкурентно способным человеком, который может
быстро адаптироваться к быстро меняющимся условиям в окружающей его среде.
Анализ содержания социального заказа
Социальный заказ является отражением социально-педагогических целей
общественных институтов к условиям развития личности, её способности к
продуктивному решению задач в сфере трудовой, общественной, культурно-досуговой
деятельности.
ДЮСШ организует свою деятельность с учётом интересов и потребностей жителей
района, выполняет социальный заказ. В связи с меняющимися интересами и
потребностями основных потребителей услуг школы, меняются и сами предлагаемые
услуги. Большая работа проводится для изучения спроса и потребностей.

Таким образом, выявление содержания социального заказа становится сегодня одной из
наиболее актуальных задач, от решения которых зависит сама возможность
функционирования школы.
Для изучения социального заказа мы выделили несколько ведущих мотивов,
которыми руководствуются наши непосредственные заказчики - родители и дети. Анализ
анкетирования показал, что родители ожидают, что занятия в ДЮСШ помогут их детям
стать здоровыми, всесторонне развитыми людьми. Дети хотят заниматься в ДЮСШ, что
бы реализовать свои возможности, поучаствовать в соревнованиях, найти друзей и с
пользой провести свободное время.
Сведения о педагогических кадрах
Характеристика тренерско - преподавательского состава.
ДЮСШ укомплектована: административный состав - 2 чел. (директор и зам. директора по
УВР), педагогическими работниками - 8 чел. (3 чел. - основных работников, 5 чел. совместители) и имеется штатная единица шофёра.
Согласно штатному расписанию, в ДЮСШ 1 ставка директора и 1 ставка зам. директора
зам. директора по УВР.
- 4 тренера - преподавателя имеют высшую категорию.
Всего на квалификационные категории аттестовано 100% тренеров-преподавателей.
- Высшее образование имеют 7 тренеров- преподавателей.
- В 2019 году всеми тренерами - преподавателями была пройдена профессиональная
переподготовка: ООО «Столичный учебный
центр» г.Москва переподготовка по
программе "Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту. Теория и
методика организации тренерской деятельности» (300 ч.).
Директор Шадская О.В. прошла курсы повышения квалификации в Академии
«Просвещение» г.Москва по теме «Организация и осуществление дополнительного
образования детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью от 5 до 18
лет» (72 часа).
- Общее количество тренеров-преподавателей: 10 человек, из них 3 штатных
работников, 2 по внутреннему совместительству, 5 по внешнему совместительству.
Педагогический стаж:
- От 3 лет до 10 лет - 3 человека;
- От 10 до 20 лет -4 человека;
- Более 20 лет - 3 человека.
Контингент обучающихся
- На 15.09.2020 года в 16 группах ДЮСШ обучается 245 чел.
- футбол - 71 человек;
- плавание - 74 человек;
- аэробика - 15 человек;
- волейбол - 15 человек;
- лёгкая атлетика - 15 человек;
- баскетбол - 18 человек;
- спортивное ориентирование - 22;
- лыжные гонки - 15 человек.
Этапы обучения:
- спортивно - оздоровительный - 7 групп - 109 чел.
- начальной подготовки - 3 групп - 45 чел.
- учебно-тренировочный - 6 групп - 91 чел.

Анализ привлечения школьников района к занятиям в секциях ДЮСШ
2018-2019 год
2019-2020 год
2020-2021 год
Учебный год Показатель
Количество обучающихся в ДЮСШ
243
258
245
Вывод: можно говорить о повышении охвата школьников, в связи с увеличением
групп.
Анализ контингента обучающихся по возрастным категориям_____________
От 6 до 15 лет
<Эт 16 до 21 года
всего
Численность занимающихся в возрасте (из отчета 5-фк) 2017-2018
182
2>2
-204
Численность занимающихся в возрасте за 2018-2019г.
225
8
243
Численность занимающихся в возрасте за 2020-2021г.
217
2>8
245
Вывод: контингента обучающихся по возрастным катего риям стабилен
2018-2019 год
2019-2020 год
2020-2021 год
Год
этап подготовки
Спортивно-оздоровительный
110
104
109
Начальной подготовки
47
51
45
Учебно-тренировочный
86
100
91
243
255
245
Общее количество:
Вывод: Основное количество обучающихся в 2020-2021 уч. году занимаются в спортивно­
оздоровительных группах, что решает задачу ДЮСШ: вовлечение детей в занятие
спортом; занятости детей и подростков в свободное время; их социальную защищенность.
Анализ основных показателей развития физической культуры и спорта (в сравнении с
прошедшим годом). Численность занимающихся, количество спортсменовразрядников, количество отделений по видам спорта.
Сравнительные данные:___________________________
2017-2018 2018-2019 2019-2020
Наименование
Численность занимающихся

204

Подтвердили разряды:
Выполнили разряды: Массовые
3 разряд

Количество отделений
-волейбол
-плавание
-футбол
-лёгкая атлетика
-лыжные гонки
-аэробика
-спортивное ориентирование
-баскетбол

1
1
1
1

243

255

63
29

60
22

70
44

1

2

1

1
1
1
1
1
1
1
1

1
1
1
1
1
1
1
1
1

Вывод:
можно говорить о стабильности численность занимающихся, количестве
спортсменов-разрядников, количестве отделений по видам спорта.

Стабильность сохранности контингента в 2019-2020 учебном году обеспечивали
следующие факторы:
- высокий профессионализм тренерско-преподавательского состава;
- высокий уровень проведения учебно-тренировочных занятий;
- использование единого образовательного пространства;
- применение тренерами - преподавателями инновационных педагогических технологий;
- проведение промежуточной и итоговой аттестации обучающихся;
- применение индивидуального метода обучения;
- широкий спектр досуговой деятельности.
Анализ выступлений спортсменов ДЮСШ в соревнованиях
Вид спорта
Количество соревнований/количество участников
2017-2018 год
2018-2019 год
2019-2020 год
футбол

27/521

29/533

32/545

плавание

14/451

14/453

14/454

аэробика
лёгкая атлетика

1/14
8/153

1/14
9/155

1/15
9/159

волейбол

5/57

5/59

6/60

лыжные гонки

1/12

2/20

баскетбол

1/10

1/9

Спортивное
ориентирование

4/24

5/33

64/1260

70/1295

Итого

55/1196

Вывод: Участвуя в соревнованиях различного уровня, воспитанники ДЮСШ
демонстрируют навыки по культивируемым видам спорта. По итогам
соревновательного процесса, тренеры- преподаватели совместно с учащимися
анализируют результаты выступления, вносят коррективы в организацию учебно­
тренировочного процесса.
Анализ квалификации тренерского состава
2017-2018 год
2018-2019 год
2019-2020 год
Год и кол-во педагогов
квалификационная
категория
Высшая
2
2
5
Первая
1
1
1
6
7
4
Соответствие
должности
Без категории
0
0
0
Вывод: Уровень квалификации педагогических работников средний. На текущий
год количество тренеров-преподавателей без категории не осталось.

Количество родителей, посещающих спортивно-массовые мероприятия, составляет
ежегодно 70-80%, в основном это родители воспитанников.
Для работы с воспитанниками в ДЮСШ имеется материально- техническая база.
Большое внимание уделяется подготовке спортсменов высокой квалификации. С
этой целью постоянно повышается качество учебно-тренировочных процессов,
квалификация тренеров-преподавателей, ведётся надлежащий контроль за
подготовкой и проведением учебно-тренировочных занятий, состояния физической
нагрузки на занятиях.
Продолжалась работа по пропаганде физической культуры и спорта посредством
печати, интернета (сайт школы, сообщество в укоп1ак1;е, твитер, районная газета
«Заря»), организации показательных выступлений на культурно-массовых
мероприятиях.
В течение года результаты участия в соревнованиях и деятельности ДЮСШ
освещались в СМИ (в районной газете «Заря» и Тульском телевидении), что
является пропагандой здорового образа жизни для жителей посёлка, привлечение
максимального количества детей и подростков к занятиям физической культурой и
спортом.
Для информирования родителей и общественности о деятельности ДЮСШ
подготовлены информационные стенды по отделениям, также информация
располагается на сайте ДЮСШ.
Проблемы в деятельности учреждения
Один из вопросов — кадровый. Сейчас в учебных заведениях среднего образования
обучается 3 выпускника нашей ДЮСШ по плаванию. Надеемся на возвращение молодых
специалистов.
Недостаточный для решения современных задач образования уровень ресурсного
обеспечения школы. Безусловно, финансы - основная проблема. В учреждении средняя
материально-техническая база.
Особенности организации образовательного процесса.
Организация образовательного процесса в спортивной школе регламентируется учебным
календарным графиком, учебным планом и расписанием занятий.
Учебный план составлен в соответствии со следующими документами:
-Закона РФ «Об образовании»;
-Методических рекомендаций по организации спортивной подготовки в Российской
Федерации утвержденных приказом Минспорта России от «24» октября 2012 г. № 325
-СанПиН
-Устава ДЮСШ;
- общеразвивающих и предпрофессиональных программ по видам спорта.
Учебный план соответствует основным целям учреждения и отражает его специфику,
имеет необходимое кадровое, методическое и материально-техническое обеспечение.
В учебном плане указаны:
-перечень направлений по видам спорта;
-наполняемость групп;
-количество часов по программе в неделю;
количество часов по программе в год.
Учебный план включает в себя этапы обучения: спортивно - оздоровительный, начальной
подготовки
и
учебно-тренировочный.
Спортивная
подготовка
многолетняя,
круглогодичная.
Учебный план разрабатывается из расчета 46 недель и 6 недель спортивно­
оздоровительного лагеря (или обучение по индивидуальным планам). С увеличением
общего годового объема часов изменяются по годам обучения соотношение времени на
различные виды подготовки

Расписание занятий.
Спортивная школа организует работу с постоянным составом занимающихся в течение
года. Начало учебного года 1 сентября ( если только не попадает на воскресный день).
Расписание занятий соответствует «Санитарно-эпидемиологическим требованиям к
учреждениям дополнительного образования.
Расписание составлено с учётом того, что обучение в ДЮСШ является дополнительной
нагрузкой к обязательной учебной работе детей и подростков в общеобразовательных
учреждениях.
Между занятиями в общеобразовательном учреждении и посещением ДЮСШ
соблюдается перерыв для отдыха не менее часа;
-занятия в ДЮСШ начинаются не ранее 14-00, заканчиваются не позднее 20-00 часов.
Условия зачисления и перевод обучающихся в группу следующего года обучения.
Определяет «Положение о приеме, переводе, восстановлении и отчислении обучающихся
ДЮСШ.
Минимальный возраст зачисления детей в ДЮСШ по видам спорта определяется в
соответствии с СанПином
• футбол - с 8 лет;
• лёгкая атлетика, волейбол, лыжные гонки, баскетбол - с 9 лет;
• аэробика, плавание, спортивное ориентирование - с 7 лет;
Рекомендуемый максимальный возраст обучающихся - 18 лет, учащейся молодёжи до 21
года.
Цели и задачи этапов подготовки
Спортивно-оздоровительный этап-укрепление здоровья, улучшение физического развития
учащихся, обеспечение физической и координационной готовности к выполнению
простейших упражнений, привитие стойкого интереса к занятиям спортом.
Начальной подготовки -укрепление здоровья, всестороннее физическое развитие,
овладение основами техники ,выявление задатков, способностей и спортивной
одаренности.
Учебно-тренировочный - укрепление здоровья, повышение разносторонней физической и
функциональной подготовки, углубленное изучение основных элементов техники,
приобретение соревновательного опыта.
Наполняемость учебных групп и объем учебно-тренировочной нагрузки

Этап
подготовки
Спортивно
оздоровительный
Начальной
подготовки

Учебно
тренировочный

Минимальный
количественный
состав группы
(чел.)

Максимальный
количественный
состав группы
(чел.)

Максимальный
объем учебно­
тренировочной
нагрузки
(час/нед.)

весь
период
1 год обуч.

15

25

4-6

15

6

2 год обуч.

15

25
25

1 год обуч.
2 год обуч.

15

Год
обучения

3 год обуч.

13
13

4 год обуч.

12

5 год обуч.

12

25
25
25
25
25

9
9
12
14
14
16

При комплектовании групп допускается
одной группе:

разница в возрасте обучающихся в

Вид спорта: футбол, волейбол, аэробика, плавание, лёгкая атлетика, спортивное
ориентирование, баскетбол:
-спортивно-оздоровительный этап - до 4 лет (учитывая год рождения);
-этап начальной подготовки - до 4 лет (учитывая год рождения);
-учебно-тренировочный этап - до 4 лет (учитывая год рождения).
Характеристика учебных программ.
Учреждение реализует дополнительные общеобразовательные программы в области
физической культуры и спорта (общеразвивающие и предпрофессиональные).
Дополнительные общеразвивающие программы в области физической культуры и
спорта, которые направлены на физическое воспитание личности, выявление одаренных
детей, получение ими начальных знаний о физической культуре и спорте (физкультурно­
оздоровительные программы);
Дополнительные предпрофессиональные программы в области физической культуры и
спорта, которые направлены на отбор одаренных детей, создание условий для их
физического воспитания и физического развития, получение ими начальных знаний,
умений, навыков в области физической культуры и спорта (в том числе избранного вида
спорта) и подготовку к освоению этапов спортивной подготовки.
Общеразвивающие программы составлены в соответствии с Законом РФ « Об
образовании», нормативными документами Минспорта России.
Программы содержат:
-нормативно-правовую часть, регулирующую деятельность ДЮСШ;
-рекомендации по построению, содержанию и организации учебно- тренировочного
процесса.
Учебные программы для ДЮСШ рассчитаны на весь период для групп СОГ.
Предпрофессиональные программы составлены на 2 года обучения в группах
начальной подготовки и 5 лет в учебно-тренировочных группах.
Нормативная часть программ включает в себя количественные рекомендации по группам
занимающихся, ОФП, СФП, ТТМ, программу теоретической подготовки, систему участия
в соревнованиях, инструкторскую и судейскую практику, контрольно -переводные
нормативы по годам обучения .
Методическая часть включает в себя учебный материал по основным видам подготовки,
его распределения по годам обучения и в годичном цикле, рекомендации по объему
тренировочных и соревновательных нагрузок, содержит практические материалы и
методические рекомендации по проведению учебно - тренировочных занятий,
организации медицинского и педагогического контроля.
Дополнительные образовательные программы по видам спорта обеспечивают создание
условий для социального, культурного и профессионального самоопределения
самореализации личности ребенка.
Требования к минимуму содержания Программ по командным
игровым видам спорта(футбол, волейбол, баскетбол)
Программы по командным игровым видам спорта, указанным ФГТ, должны:
1) содержать следующие предметные области:
- теория и методика физической культуры и спорта;
- общая физическая подготовка;
- избранный вид спорта;
- специальная физическая подготовка.

2) учитывать особенности подготовки обучающихся по избранным видам спорта, в
том числе:
- вариативность тренировочного процесса в соответствии со спецификой избранного
вида спорта при возрастании тренировочных нагрузок в относительно короткие
временные циклы и в сочетании с моделированием различных игровых соревновательных
режимов;
- постепенное увеличение соотношения между общей и специальной физической
подготовкой в сторону специальной на этапах (периодах) обучения;
- большой объем соревновательной деятельности.
Результатом освоения Программ по командным игровым видам спорта является
приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в предметных
областях:
в области теории и методики физической культуры и спорта:
- история развития избранного вида спорта;
- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила
избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения
спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты
спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые
правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области
физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные
международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного
влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за
такое противоправное влияние);
- основы спортивной подготовки;
- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- основы спортивного питания;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
- требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.
в области общей физической подготовки:
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации,
выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий
избранным видом спорта;
- освоение комплексов физических упражнений;
- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и
функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому
развитию.
в области избранного вида спорта:
- овладение основами техники и тактики избранного вида спорта;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных
соревнованиях;
- развитие специальных психологических качеств;
- обучение способам повышения плотности технико-тактических действий в
обусловленных интервалах игры;
- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности
занимающихся, тренировочных и соревновательных нагрузок;
- выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения
спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта.
в области специальной физической подготовки:
- развитие скоростно-силовых качеств и специальной выносливости;
- повышение индивидуального игрового мастерства;

- освоение скоростной техники в условиях силового противоборства с соперником;
повышение уровня специальной физической и функциональной подготовленности.
В процессе реализации Программ по командным игровым видам спорта необходимо
предусмотреть следующее соотношение объемов обучения по предметным областям по
отношению к общему объему учебного плана:
- оптимальный объем тренировочной и соревновательной деятельности
обучающихся (в объеме от 60% до 90% от аналогичных показателей, устанавливаемых
федеральными стандартами спортивной подготовки по избранному виду спорта);
- теоретическая подготовка в объеме не менее 10% от общего объема учебного
плана;
- общая физическая подготовка в объеме от 10% до 20% от общего объема учебного
плана;
- специальная физическая подготовка в объеме от 10% до 20% от общего объема
учебного плана;
- избранный вид спорта в объеме не менее 45% от общего объема учебного плана;
- самостоятельная работа обучающихся в пределах до 10% от общего объема
учебного плана;
- организация возможности посещений обучающимися официальных спортивных
соревнований, в том числе межрегиональных, общероссийских и международных,
проводимых на территории Российской Федерации;
- организация совместных мероприятий с другими образовательными и
физкультурно-спортивными организациями;
- построение содержания Программы с учетом индивидуального развития детей, а
также национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации.
Требования к минимуму содержания
Программ по циклическим, скоростно-силовым видам
спорта и многоборьям(плавание, лёгкая атлетика, лыжные гонки, спортивное
ориентирование, аэробика)
Программы по циклическим, скоростно-силовым видам спорта и многоборьям,
указанные в настоящих ФГТ, должны:
1) содержать следующие предметные области:
- теория и методика физической культуры и спорта;
- общая физическая подготовка;
- избранный вид спорта;
- другие виды спорта и подвижные игры.
2) учитывать особенности подготовки обучающихся по избранным видам спорта, в
том числе:
- большой объем разносторонней физической подготовки в общем объеме
тренировочного процесса;
- постепенное увеличение интенсивности тренировочного процесса и постепенное
достижение высоких общих объемов тренировочных нагрузок;
- повышение специальной скоростно-силовой подготовленности за счет широкого
использования различных тренировочных средств.
Результатом освоения Программ по циклическим, скоростно-силовым видам спорта
и многоборьям является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и
навыков в предметных областях:
в области теории и методики физической культуры и спорта:
- история развития избранного вида спорта;
- место и роль физической культуры и спорта в современном обществе;
- основы спортивной подготовки и тренировочного процесса;
- основы законодательства в сфере физической культуры и спорта (правила

избранных видов спорта, требования, нормы и условия их выполнения для присвоения
спортивных разрядов и званий по избранным видам спорта; федеральные стандарты
спортивной подготовки по избранным видам спорта; общероссийские антидопинговые
правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти в области
физической культуры и спорта, и антидопинговые правила, утвержденные
международными антидопинговыми организациями; предотвращение противоправного
влияния на результаты официальных спортивных соревнований и об ответственности за
такое противоправное влияние);
- необходимые сведения о строении и функциях организма человека;
- гигиенические знания, умения и навыки;
- режим дня, закаливание организма, здоровый образ жизни;
- основы спортивного питания;
- требования к оборудованию, инвентарю и спортивной экипировке;
- требования техники безопасности при занятиях избранным видом спорта.
в области общей и специальной физической подготовки:
- освоение комплексов физических упражнений;
- развитие основных физических качеств (гибкости, быстроты, силы, координации,
выносливости) и их гармоничное сочетание применительно к специфике занятий
избранным видом спорта;
- укрепление здоровья, повышение уровня физической работоспособности и
функциональных возможностей организма, содействие гармоничному физическому
развитию.
в области избранного вида спорта:
- овладение основами техники и тактики в избранном виде спорта;
- приобретение соревновательного опыта путем участия в спортивных
соревнованиях;
- повышение уровня функциональной подготовленности;
- освоение соответствующих возрасту, полу и уровню подготовленности
занимающихся тренировочных и соревновательных нагрузок;
- выполнение требований, норм и условий их выполнения для присвоения
спортивных разрядов и званий по избранному виду спорта.
в области других видов спорта и подвижных игр:
- умение точно и своевременно выполнять задания, связанные с обязательными для
всех в подвижных играх правилами;
- умение развивать профессионально необходимые физические качества в избранном
виде спорта средствами других видов спорта и подвижных игр;
- умение соблюдать требования техники безопасности при самостоятельном
выполнении упражнений;
- навыки сохранения собственной физической формы.
В процессе реализации Программ по циклическим, скоростно-силовым видам
спорта и многоборьям необходимо предусмотреть следующее соотношение объемов
обучения по предметным областям по отношению к общему объему учебного плана:
- оптимальный объем тренировочной и соревновательной деятельности
обучающихся (в объеме от 60% до 90% от аналогичных показателей, устанавливаемых
федеральными стандартами спортивной подготовки по избранному виду спорта);
- теоретическая подготовка в объеме от 5% до 10% от общего объема учебного
плана;
- общая и специальная физическая подготовка в объеме от 30% до 35% от общего
объема учебного плана;
- избранный вид спорта в объеме не менее 45% от общего объема учебного плана;
- другие виды спорта и подвижные игры в объеме от 5% до 15% от общего объема
учебного плана;
- самостоятельная работа обучающихся в пределах до 10% от общего объема

учебного плана;
- организация возможности посещений обучающимися официальных спортивных
соревнований, в том числе межрегиональных, общероссийских и международных,
проводимых на территории Российской Федерации;
- организация совместных мероприятий с другими образовательными и
физкультурно-спортивными организациями;
- построение содержания Программы с учетом индивидуального развития детей, а
также национальных и культурных особенностей субъекта Российской Федерации.
Методической обеспечение образовательного процесса.
Методическое обеспечение образовательного процесса осуществляется на уровне:
Научно-педагогической помощи
-разработка и внедрение образовательных учебных программ физкультурно-спортивной
направленности в области физической культуры и спорта. Участие в семинарах для
тренеров-преподавателей по видам спорта с целью изучения передовых и представления
собственных разработок по различным направлениям видов спорта.
Консультативно-методической помощи.
Проведение педагогических и методических советов в рамках ДЮСШ. Методические
семинары и консультации с привлечением учителей физической культуры
общеобразовательных школ.
Организация и проведение районных спартакиад школьников. Организация и проведение
районных, областных соревнований.
Аттестация тренеров-преподавателей ДЮСШ.
Повышение квалификации.
Изучение передового опыта работы в области спорта и физической культуры.
Участие в соревнованиях регионального, всероссийского уровней, и в их судействе.
Участие в районных, областных, ЦФО, Всероссийских турнирах и соревнованиях.
Обеспечение современной методической литературой.
Изучение правил соревнований и изменений в них.
Самовыдвижение на присвоение квалификационной категории.
Самообразование.

Этапы и формы контроля
Для обеспечения этапов многолетней спортивной подготовки спортивная школа
использует систему спортивного отбора, включающую в себя:
-тестирование детей;
-промежуточная итоговая аттестация;
Для анализа и корректировки ДЮСШ своей деятельности используются следующие
критерии:
а)
на спортивно-оздоровительном этапе;
-стабильное развитие общей физической подготовки обучающихся наряду с основами
технических навыков в избранном виде спорта;
-уровень освоения основ знаний в области гигиены и первой медицинской помощи, а
также овладения основами физической культуры и навыков самоконтроля;
б) на этапе начальной подготовки:
-стабильность состава обучающихся.
Уровень потенциальных возможностей обучающихся в избранном виде спорта;
-динамика роста индивидуальных показателей физической подготовленности
обучающихся;
-уровень освоения основ техники в избранном виде спорта.
в)
на учебно-тренировочном этапе:
-состояние здоровья, уровень физической подготовленности обучающихся;

-динамика роста уровня специальной физической и технико-тактической
подготовленности
обучающихся
в
соответствии
с
индивидуальными
особенностями;
-уровень освоения объёмов учебно-тренировочных нагрузок , предусмотренных
программой спортивной подготовки по избранному виду спорта;
-выполнение нормативов массовых спортивных разрядов.
Основными показателями в оценивании результатов развития воспитанников
является выполнение контрольно-переводных нормативов, по общей и
специальной физической подготовке, теоретической подготовке в учебных
группах, в соответствии с нормативными требованиями учебных программ по
видам спорта.
Прием контрольных нормативов проводится один раза в год:
- итоговые - переводные тесты по общей физической и специальной подготовке
(май).
Утверждение контрольных нормативов определяются педагогическим советом
в соответствии с учебной программой по каждому виду спорта, рабочей
программой тренера-преподавателя.
В учебных группах при оценивании результата развития и достижений
воспитанников учитывается также выполнение нормативных требований по
присвоению
спортивных разрядов Всероссийской
единой спортивной
классификации в соответствии с требованиями по годам обучения.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных (согласие). Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».