Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
«Детско-юношеская спортивная школа» имени С.С. Реутова
Принята на педагогическом совете
МБОУ ДОД «ДЮСШ
«ДЮСШ»
имени С.С. Реутова
Реутова
Протокол № 1 от 01.09.2023 г.
УТВЕРЖДАЮ:
Директор МБОУ ДОД
имени С.С.
_________О. В. Шадская
Приказ № 65-а от 01.09.2023
Дополнительная общеразвивающая программа в области физической культуры и спорта по
плаванию (адаптированная)
для обучающихся с ОВЗ
7-18 лет
(для спортивно - оздоровительных групп )
Направленность: физкультурно-спортивная
Срок реализации: весь период
Составитель: Тренер-преподаватель
М БОУ ДОД «ДЮ СШ »
имени С.С. Реутова
Ш адская О.В.
Чернь 2023 год
Содержание.
1. Пояснительная записка.
2. Нормативная часть учебной программы.
3. Учебный план.
4. Календарный план-график.
5. Методическая часть учебной программы.
6. Физическая подготовка
7. Техническая подготовка
8. Психологическая подготовка
9. Система контроля и зачётные требования
10. Материально - техническое обеспечение
11.
Список литературы.
1. Пояснительная записка
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области
физической культуры и спорта по плаванию (адаптированная) предназначена для
обучающихся с ОВЗ младшего и среднего школьного возраста.
Отличительной особенностью данной программы является
то,
что
она
адаптирована к условиям образовательного процесса данного учреждения, к особенностям
развития обучающихся.
Целью программы является формирование у учащихся здорового образа жизни,
положительного отношения к физическим упражнениям и в частности к плаванию,
укрепление здоровья учащихся, коррекция и развитие физических качеств.
Реализация этой цели обеспечивается решением следующих задач:
1.
Вырабатывать у учащихся положительный интерес к упражнениям в воде и
овладению жизненно необходимыми навыками плавания.
2.
Прививать необходимые знания в области гигиены, физической культуры,
спортивного и прикладного плавания.
3.
Обучать плаванию.
4.
Посредством плавания корригировать физические качества обучающихся.
5. Прикладное значение плавания состоит в приобретении чрезвычайно важного для жизни
умения плавать и учения оказывать помощь.
6. Лечебное значение плавания особенно наглядно проявляется у детей с нарушениями
осанки. При плавании происходит естественная разгрузка позвоночника, исчезает
ассиметричная работа межпозвонковых мышц,
восстанавливаются
условия
для
нормального роста тел позвонков. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и
всего скелета, совершенствуется координация
движений,
воспитывается
чувство
правильной осанки.
7. Результатами занятий по данной программе является:
8. Укрепление опорно-двигательного аппарата, сердечно-сосудистой
и дыхательной
систем;
9. Совершенствование деятельности вегетативной и центральной нервной систем;
10. Развитие физических качеств, необходимых для успешного освоения техники
плавания.
2. Н ормативная часть учебной программы
Программа разработана для обучающихся ОВЗ на спортивно-оздоровительном этапе
подготовки.
Минимальный возраст для зачисления, минимальное количество
обучающихся в группе и максимальный объем учебно-тренировочной
нагрузки в неделю для обучающихся спортивно-оздоровительного этапа
детей ОВЗ.
Этапы подготовки
Год
обучения
Спортивно
оздоровительный
весь
период
Минимальный
возраст для
зачисления (лет)
7
Минимальное
количество
обучающихся в
группе (человек)
---
Максимальный объем
учебно-тренировочной
нагрузки в неделю
(часов)
6
Численный состав занимающихся, объем учебно-тренировочной работы, норматив оплаты
труда тренера-преподавателя
за работу в спортивно-оздоровительных
группах
плаванию для детей ОВЗ устанавливается администрацией в соответствии с нормативно
правовыми основами, регулирующими деятельность спортивных школ.
Максимальный состав спортивно-оздоровительных групп не должен превышать
человек, двух минимальных часов в неделю , с учетом соблюдения правил техники
безопасности на учебно-тренировочных занятиях. Возраст занимающихся в спортивно
оздоровительных группах преимущественно 7 лет и старше .
3. Учебный план
Разделы подготовки
Количество часов 1 год
Знания о физической культуре - теоретическая
подготовка.
( в процессе занятий)
Способы физкультурной деятельности
( в процессе занятий)
115
Ф изкультурно-оздоровительная деятельность.
(Общеразвивающие и подготовительные упражнения
на суше).
93
Спортивно-оздоровительная деятельность.
(Обучение плаванию, лечебное плавание, игры на воде)
ВСЕГО ЧАСОВ:
208
по
10
4. Календарный план-график.
Р а зде л ы п о д го т о в к и
В сего
М есяц ы
9
10
11
12
1
2
за
3
4
5
46
6
7
8
год
6
52
О б ъ е м п о в и д а м п о д г о т о в к и (в ч а с а х )
Т еорети ческ ая п одготовк а
О б щ а я ф и зи ч е с к а я
2
п одгот овк а
4
2
2
4
2
3
3
3
3
3
3
3
3
32
4
4
4
4
4
4
4
4
6
6
52
С п е ц и а л ь н а я ф и зи ч е с к а я п о д г о т о в к а
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
4
48
И зб р а н н ы й в и д с п о р т а
13
13
13
13
13
13
13
13
11
11
11
11
148
С ам остоятель ная р а б о та
2
2
2
2
2
2
2
2
2
2
1
1
22
К о н т р о л ь н ы е и п ер ев о д н ы е н о р м ат и в ы
2
2
У ч а ст и е в со р ев н о в а н и я х
2
И того
25
27
25
27
2
26
28
4
2
26
28
6
26
24
25
25
5. М етодическая часть учебной программы
Знания о физической культуре.
Ф изическая культ ура и ее составляющ ая — плавание. Физическая культура как
система разнообразных форм занятий
физическими
упражнениями
по
укреплению
здоровья человека. Плавание как жизненно важный способ
передвижения человека.
Правила предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями:
организация мест занятий, подбор одежды, обуви и инвентаря. Названия плавательных
упражнений, способов плавания и предметов для обучения. Влияние плавания
на
состояние здоровья. Поведение в экстремальной ситуации.
Ф изические упраж нения. Специальные и подготовительные упражнения для
освоения с водой. Правильное дыхание при выполнении упражнений в воде.
Вспомогательные средства для занятий плаванием.
Са мо ст
оят
Способы физкультурной деятельности.
занятия.
Составление режима
ельные
общеразвивающих физических
упражнений
в
домашних
условиях,
дня.
Выполнение
способствующих
развитию основных двигательных качеств. Комплексы общеразвивающих и специальных
упражнений пловца (имитации «поплавка»; скольжения, стоя на полу; движения рук и ног
при плавании кролем на груди и спине; движения головой при выполнении вдоха,
координация движений руками с дыханием при плавании кролем на груди - стоя на месте
и в сочетании с ходьбой; стартового прыжка).
312
Са мо ст оят ельные на блюдения за физическим развит ием и физической
по дго то вленностью. Самоконтроль за осанкой. Самоконтроль за дыханием при
выполнении упражнений в воде.
Са мо ст оят ельные игры и развлечения. Организация и проведения игр на воде
(как во время занятий, в отведенное для самостоятельных игр время, так и во время
летних каникул под наблюдением взрослых).
Физическое совершенствование.
Ф изкульт урно-оздоровит ельная деятельность.
Общеразвивающие и подготовительные упражнения.
Строевые упражнения, ходьба, бег: построение в шеренгу и в колонну; расчет по порядку
и на первый - второй; перестроения: из одной шеренги в две, в колонну по два и т. д.
Ходьба обычная, на носках, на наружных и внутренних сторонах стопы с различными
положениями рук; бег на носках; чередование бега с ходьбой и т.д. Общеразвивающие
упражнения: упражнения без предметов и предметами: для рук, шеи, туловища, ног из
различных исходных положений (преимущественно на гибкость, координированность,
гибкость, расслабление); упражнения для укрепления мышц, участвующих в гребковых
движениях пловцов; упражнения на растягивание и подвижность в голеностопных и
плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику спортивных способов плавания,
стартов, поворотов. Подвижные игры, эстафеты.
Комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца («поплавок»,
«Звездочка», «медуза», «торпеда», «стрелочка» и т.п., в том числе в сочетании с
дыхательными упражнениями).
Подготовительные упражнения по освоению с водой. Передвижения по дну
шагом, бегом, прыжками, взявшись за руки и с различным положением рук (за спину,
вытянуты вверх и т. д.). Движения руками и ногами с изменением направлений и
плоскостей
из
различных
исходных
положений,
напряженно
и
расслаблено.
Передвижение по дну шагом и бегом с помощью гребковых движений руками.
Погружения в воду на задержанном вдохе и открывание глаз под водой.
Дыхательные упражнения: из различных исходных положений выполнение
продолжительного выдоха и "взрывного" выдоха после задержки дыхания (как на
поверхности воды, так и в воду).
Лежание и скольжение на груди и спине с различными положениями рук.
Скольжение толчком одной и двумя ногами от дна и от бортика. Скольжения с
элементарными гребковыми движениями руками и ногами.
Спортивно-оздоровительная деятельность.
Упражнение на овладение плаванием. На начальном этапе основной задачей
является обучение
детей плаванию, умению держаться на
воде,
дыхательным
упражнениям в воде. Далее используются специальные плавательные упражнения для
коррекции осанки: одновременная работа рук в плавании
различными
способами,
плавание на вытяжение, плавание с предметами.
Подготовительные упражнения по освоению с водой. Передвижения по дну
шагом, бегом, прыжками, взявшись за руки и с различным положением рук (за спину,
вытянуты вверх и т. д.); передвижение с изменением направлений ("змейка", "хоровод" и
т. д.).
Движения руками и ногами с изменением направлений и плоскостей из различных
исходных положений, напряженно и расслаблено. Передвижение по дну шагом и бегом с
помощью гребковых движений руками.
Погружения в воду на задержанном вдохе и открывание глаз
под
водой.
Дыхательные упражнения: из различных исходных положений выполнение
продолжительного выдоха и "взрывного" выдоха после задержки дыхания (как на
поверхности воды, так и в воду).
Лежание и скольжение на груди и спине с различными положениями
рук.
Скольжение толчком одной и двумя ногами от дна и от бортика. Скольжения с
вращением. Скольжение на боку. Скольжения с элементарными гребковыми движениями
руками и ногами.
Игры: «Умываемся», «Достань дно рукой», «Звездочка», «Бревно», «С предметами»,
«Авария» и другие.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате изучения программы обучающийся научится:
- Ориентироваться в названиях плавательных упражнений, способах
плавания и
предметах для обучения, характеризовать роль и значение плавания как жизненно
важного способа передвижения человека.
- Соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий
физическими упражнениями: организация мест занятий, подбор одежды,
обуви
и
инвентаря; правила поведения в экстремальной ситуации.
- Ориентироваться в специальных и подготовительных упражнениях для освоения с
водой, во вспомогательных средствах для занятий плаванием.
- Выполнять комплексы общеразвивающих и специальных физических
упражнений
пловца на суше и воде.
- Выполнять организующие строевые команды и приёмы.
- Выполнять комплекс общеразвивающих и специальных упражнений пловца
- Выполнять специальные подготовительные упражнения по усвоению с водой.
- Развивать основные двигательные качества посредством тематических упражнений в
процессе уроков.
- Проплывать доступным способом.
Обучающийся получит возможность научиться:
- Организовывать и проводить игры на воде (как во время занятий, в отведенное для
самостоятельных игр время, так и во время летних каникул под наблюдением взрослых).
- Сохранять правильную осанку, корригировать физические недостатки.
- Плавать всеми доступными для обучающегося способами.
Планируемые результаты.
(Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного
предмета).
В результате изучения программы должны быть достигнуты личностные,
предметные и метапредметные результаты.
Л ич ност ны е результ ат ы отражаются в индивидуальных качественных свойствах
учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения данного курса, а именно:
- формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; овладение
навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками;
- формирование этических чувств доброжелательности и эмоциональнонравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- проявление положительных качеств личности и управление своими эмоциями в
различных ситуациях и условиях;
- проявление дисциплинированности,
внимательности, трудолюбия и упорства в
достижении поставленной цели;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотиваций к
творческому труду, работе на результат.
М ет а предмет ны е результ ат ы характеризуют уровень сформированности
универсальных учебных действий учащихся, проявляющихся в познавательной и
практической деятельности, и отражают:
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности,
поиска средств ее осуществления в разных и видах
и
формах
физкультурной
деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в
соответствии с поставленной задачей и условием ее реализации; определять наиболее
эффективные способы достижения результата;
- формирование умения понимать причины успеха или неуспеха учебной деятельности и
способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха;
- продуктивное сотрудничество со сверстниками при решении задач на уроках, во
внеурочной и внешкольной физкультурной деятельности;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и
сотрудничества;
- овладение базовыми предметными и метапредметными понятиями, отражающими
существенные связи и отношения между объектами и процессами;
- умения осуществлять информационную, познавательную и практическую деятельность с
использованием различных средств информации и коммуникации.
П редм ет ные результ ат ы изучения физической культуры отражают опыт учащихся в
физкультурной деятельности, а именно:
- формирование представления о роли физической культуры для укрепления здоровья,
позитивном влиянии на развитие человека, о физической культуре и здоровье
как
факторах успешной учебы и социализации;
- овладение умениями организовывать здоровьеформирующую и здоровьесберегающую
жизнедеятельность;
- взаимодействия со сверстниками по правилам проведения игр и соревнований;
- планирование занятий физическими упражнениями в режиме дня, организация отдыха и
досуга с использованием упражнений на воде (особенно в дни летних каникул);
- преодоление дистанции 12 м любым способом, доступным для обучающегося.;
- выполнение прыжка с бортика;
- умение выполнять общеразвивающие и специальные упражнения на воде, играть в
подвижные игры.
Система оценки достижения планируемых результатов освоения предмета.
Объектом оценки результатов освоения программы является способность решать учебно
познавательные и учебно-практические задачи, выполнять тестирование.
Система контроля и зачётные требования
Тестирование.
Проплывание отрезка 12 метров любым способом, доступным для обучающегося.
Прыжок с бортика.
Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения
образовательного процесса.
Для освоения курса применяются в сочетании различные методы: словесный,
наглядный, практический и т д.
Для разучивания нового движения рекомендуется сначала объяснить и показать
имитацию на суше, затем выполнение имитационного упражнения на суше, затем показ
упражнения в воде (при помощи подготовленного пловца или с использованием
видеоматериалов) и только потом предоставить детям возможность выполнения нового
упражнения в воде. Изучение техники спортивного способа плавания проводится в
строгой методической последовательности.
Техника изучается раздельно в следующем порядке:1) положение тела, 2) дыхание,
3)движения ногами, 4) движения руками, 5) общее согласование движений. При этом
освоение каждого элемента техники осуществляется
в
постепенно
усложняющихся
условиях, предусматривающих в конечном итоге
выполнение
упражнений
в
горизонтальном безопорном положении, являющемся рабочей позой пловца.
Каждый элемент техники плавания изучается в следующем порядке:
1. Ознакомление с движением на суше - проводится в общих чертах, без отработки
деталей, поскольку условия выполнения одного и того же движения на суше и в
воде различны;
2. Изучение движений в воде с неподвижной опорой - при изучении движений ногами
в качестве опоры используют бортик бассейна; движения руками изучаются, стоя
на дне по грудь или по пояс в воде;
3. Изучение движений в воде с подвижной опорой - при изучении движений ногами
широко применяются плавательные доски; движения руками изучаются во время
медленной ходьбы по дну или в положении лежа на воде с поддержкой партнером;
4. Изучение движений в воде без опоры - все упражнения этой группы выполняются в
скольжении и плавании.
Последовательное согласование разученных элементов техники и объединение их в
целостный способ плавания проводится в следующем порядке:
движения ногами с дыханием
движения руками с дыханием
движения ногами и руками с дыханием
плавание в полной координации.
Несмотря на изучение техники плавания по частям, на этом этапе обучения
необходимо стремиться к выполнению изучаемого способа плавания в целом - насколько
позволяет уровень подготовленности занимающихся.
Обучение плаванию проводится в форме групповых занятий. Наполняемость групп
не более 10 человек.
Внутри групп тренер-преподаватель при выдаче заданий и определении нагрузки
осуществляет дифференцированный
подход
к
учащимся,
регламентирует
им
индивидуальную нагрузку, в зависимости от успешности или неуспешности их действий.
М атериально - техническое обеспечение
Технические средства обучения:
Аптечка медицинская
комп.
Доски для плавания
10 шт.
Мячи резиновые большие
4 шт.
Помещение для занятий физическими упражнениями
Бассейн
5 х 15 м
4
дорожек по 25 м
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего
образования (Приказ Минобрнауки РФ от 6 октября 2009 г. № 373, в ред. приказов
Минобрнауки России от 26.11.2010 г. «№ 1241, от 22.09.2011 г. № 2357, от
18.12.2012 г. № 1060);
2. Примерная основная образовательная программа начального общего образования;
3. Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В. И.
Ляха. 1— 4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / В. И. Лях.
— 2-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 64 с
4. Плавание - спорт юных, педагогические и врачебные исследования,- Москва.: ФиС,
1985
5. Плавание. Поурочная программа для детско-юношеских спортивных школ,
СДЮШОР и ТТТВСМ», - Москва.: Комитет по ФКиС, 1983
6. Л.П.Макаренко «Техника спортивного плавания», - Москва, 2000
7. Плавание. Правила соревнований, - Москва, 1999
8. Н.Ж.Булгакова «Плавание в пионерском лагере», - Москва.:ФиС, 1989
9. Плавание. Учебник для пед.факультетов институтов физкультуры/ Н.Ж.Булгакова,
Москва.: ФиС, 1989
10. Плавание. Учебная программа для тренеров ДЮСШ и училищ Олимпийского
резерва,- Москва.: Федерация плавания,1993